Дмитрий Маслов (monstrt_amadey) wrote,
Дмитрий Маслов
monstrt_amadey

Category:

Сколько на самом деле жителей в Москве

Вопрос достаточно острый в свете ценовых перспектив недвижимости.

Оценки, как водится, отличаются в разы.

Цифры статистических органов у многих вызывают справедливое недоверие.

Самое главное, посчитали ли мигрантов, а если да, то насколько?

А поскольку официальным  цифрам большого доверия нет, то в интернете гуляет множество идей, как  рассчитать истинное количество жителей мегаполиса: приводятся косвенные расчеты по пассажиропотоку в транспорте, расходу электричества, воды и  даже канализационных стоков (да, представьте, встречал и такой метод!)

Не так давно Собянин  заявил, что на самом деле в Москве не 12,5 миллионов, а в два раза больше, а всего, по его словам, «в жизнь московской агломерации втянуто до 40 миллионов человек».

Казалось бы, кому как не градоначальнику знать, сколько человек находится в его ведении.

Однако мэр ошибается.

Вообще, еще с советских времен, а, пожалуй, и раньше, в обиход чиновников вошла привычка  завышать численность подконтрольного населения. Звучит солиднее и можно  добиться больше преференций и бюджетных поступлений. Бумажное население  городов всеми правдами и неправдами натягивали до нужной величины  (например, особым статусом пользовались города свыше одного миллиона  жителей). Да, что там чиновники! – обычные граждане, когда спрашиваешь,  сколько человек живет в их городке, подсознательно всегда преувеличивают  его численность. Казалось бы, им-то зачем? Однако проверено многочисленными опытами!


Приписки на местном  уровне плавно переходят во всероссийский масштаб. Есть все основания  полагать, что численность населения России в целом также завышена на  несколько миллионов человек. По крайней мере, к такому выводу можно  прийти, если сравнивать население регионов с утвержденными списками  избирателей. Подробнее, в чем состоит махинация рассказано в статье «Мертвые души Росстата».

Теперь, как все-таки посчитать, точнее, оценить, численность населения Москвы или любого другого региона?

Минус всех косвенных  экономических оценок (например, по расходу электричества или воды), в  том, что приходится делать много различных дополнительных допущений и  поправок (например, вводить критерии расхода на одного жителя, а они,  очевидно, будут различаться в разных регионах).

Однако есть еще один косвенный метод, который мне видится намного лучше.

Он состоит в  использовании информации о естественном движении населения – количестве  родившихся, умерших, а также браков и разводов на определенной  территории.

Основной плюс этого метода в том, что информация о естественном движении  населения постоянно и точно измеряется: эти сведения получены напрямую  из ЗАГСов (в отличие от общей численности, где приписки более вероятны).

Второй плюс, что данные о  естественном движении напрямую не зависят ни от каких изменений в  экономике и к тому же стабильны во времени (плату за электричество  подняли и его расход уменьшился; но с естественным движением населения  такие колебания невозможны).

Итак, чем суть метода.

Все достаточно просто.

Берется общее  количество, например родившихся на территории области, делится на общее  количество родившихся по стране и умножается на общее количество людей  по стране (146,8 млн.). Таким образом, мы получаем оценку того, сколько жителей проживает на данной территории при условии, что рождаемость соответствует среднему значению по стране.

Аналогичным образом могут быть получены оценки численности на основе умерших, браков и разводов.

Поскольку, понятно, что  демографические показатели никогда не будут соответствовать средним по  стране, возможны отклонения оценки от фактических значений. Поэтому  лучше использовать все четыре косвенные оценки и брать среднюю (не  обязательно среднюю арифметическую).

Вот, например, что получилось по Москве:

Оценка на основе рождений 11898 тыс.

Оценка на основе смертей 9663 тыс.

Оценка на основе браков 12630 тыс.

Оценка на основе разводов 10642 тыс.

Первый, самый очевидный  вывод: никаких собянинских «20 миллионов москвичей» нет и в помине. Если  добавить к Москве Московскую область, то да, получится около 20  миллионов, но ранее так и выходило исходя из официальных цифр Росстата.

Второе, что бросается в  глаза – глубокое различие в оценке численности населения исходя из  браков и рождений (с одной стороны) и разводов и смертей (с другой).

Но кто понимает, как все устроено в столице, для того ничего удивительного в цифрах нет.

Мигранты приезжают в  Москву, как правило, в трудоспособном (и детородном) возрасте, заключают  тут браки, рожают детей и поэтому статистика по этим показателям лучше.

А разводятся и тем более умирают преимущественно коренные москвичи (точнее, не коренные, а те, кто приехал ранее).

Если мы к тому же сверим эти данные со списками избирателей из «Мертвых душ Росстата», то все окончательно встает на свои места.

Получается, что коренных  жителей Москвы (обладающих избирательными правами) действительно около  9,5 млн. А вместе с мигрантами от 12 до 13 миллионов. Как ни странно,  официальная цифра 12,5 млн. вполне похожа на правду.

Увы, сенсации не случилось, но правда важнее.


Subscribe

promo monstrt_amadey march 2, 2019 12:23 13
Buy for 10 tokens
Помню, бродил по просторам интернета в поисках нужной информации по рынку недвижимости. Почему цены растут или снижаются? Чем недвижимость отличается от других товаров? Откуда в этой области так много домыслов и мифов? Почему люди часто поступают под воздействием эмоций, а не здравого смысла?…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments