Дмитрий Маслов (monstrt_amadey) wrote,
Дмитрий Маслов
monstrt_amadey

Categories:

Пару слов об инфляции

Я люблю играть в футбол, но периодически экипировка выходит из строя, и приходится покупать новые кроссовки. Обычно одной пары кроссовок хватает на год или даже меньше, после чего вновь приходится идти в магазин.
В 2013 году, перед валютным кризисом, я купил кроссовки за 2500 рублей, и они мне прослужили доброй службой года два, окончательно порвавшись в середине 2015 года. Отличные кроссовки! (по крайней мере, жили дольше обычного), но всему приходит конец, и вот я опять в том же магазине, в том же обувном отделе.
И о чудо, несмотря на прошедшую девальвацию (кто помнит, рубль грохнулся в два раза) визуально как будто цены и не изменились. Я счастливо покупаю свою обувку за те же 2500 рублей (на вид точно такие же кроссовки, как и позапрошлогодние, вот только марка кажется другая и выглядят немножко более хлипко, но прежней марки все равно в магазине нет).
Как вы думаете, сколько мне служили эта новая пара? – Три месяца!
Зальный футбол - весьма интенсивная игра, и при некачественном пошиве, обувь разлетается в хлам очень быстро.
Следующая попытка была ненамного более удачной.
И вновь, и вновь. Больше года ни одни кроссовки больше мне не служили.
Читатель, наверное, думает, что автор просто покупает самое дешевое, поэтому ему и не везет.
Нет, я хожу в обычный спортивный магазин, и вообще не заинтересован экономить (очевидно, что покупая дешевое, но разваливающееся, в итоге тратишь больше). Если бы нашлась более дорогая обувь, но качественная, я бы купил ее, но из обычных магазинов она почему-то исчезла.
Очевидно, что магазины, чтобы не терять клиентов, схитрили, и под видом старой продукции стали закупать более дешевые партии, а ценники оставили прежними. Росстат тоже счастлив: инфляции нет.

Этот пример навел меня самого на мысль, что с подсчетом инфляции все совсем не так просто.
Как Росстат, или любое другое статистическое ведомство, будут учитывать подобные нюансы?
Сдается мне, что никак, тем более что это далеко не единственный способ обмана и манипуляций.

Давайте перечислим основные способы манипулирования индексами потребительских цен (подробно останавливаться не будем – эта тема на монографию тянет).
1. Игра с весами
Росстат меняет методологии как перчатки. Еще чаще он меняет веса, которые присваивает различным категориям товаров. Поскольку разные товары (само собой) растут разными темпами, то жонглируя долями отдельных продуктов в общем индексе, можно получить любую цифру инфляции, какую хотите. Причем не обязательно Росстат будет занижать ИПЦ, теоретически он может и завысить его. Предполагаю (доказательств у меня нет, но поскольку сам работаю часто со статистикой, знаю эту кухню), не определенный расчет приводит к определенному результату, а наоборот, желаемый результат формирует методику, по которой этот расчет делается.

2. Разлет цен
Даже одинаковый товар может стоить по-разному в разных торговых точках и даже в разных магазинах одной сети! Или в разное время, в пределах нескольких дней. Сегодня Сметана марки «Колобок» стоит 60 рублей, завтра стартует промо-акция и цена опускается до 40 рублей, а еще через несколько дней, возвращается обратно. В магазине напротив эта же сметана стоит 55 рублей. Какую цену берет для расчета Росстат? Какую хочет, такую и берет, нам не говорит.

3. Не учитывается качество продукта
В примере с кроссовками, недобросовестные магазины спрятали рост цен за ухудшением качества. Опять же, теоретически, возможна и обратная ситуация, когда качество растет, а цена нет. Тут вопрос в методологии, и очень сомнительно, что технологии Росстата позволяют хотя бы приблизительно отслеживать изменения качества. Например, Росстат учитывает в индексе цен такой продукт как «Смартфон» аж с весом в 0,5%, но извините, а каком смартфоне идет речь? – есть смартфоны за 5 тысяч, а есть за 100. Брать «средний смартфон»? Интересно какой. А самое главное, когда идет сравнение в динамике, как Росстат собирается сопоставлять цены на смартфоны 2021 года, с ценами на смартфоны 2018 года? Вопрос риторический.

4. Продукты не бывают неизменными во времени
Сюда же примыкает другая проблема. Не только цены меняются из года в год, но и сами продукты тоже меняются. В некоторых случаях (как со смартфонами) они полностью меняют свои свойства в течение нескольких лет. В других случаях, они также решительно меняют форму, вес, упаковку. Одни марки приходят на рынок, другие уходят. Если вы пойдете в магазин и купите 100 случайных наименований, то придя в тот же магазин через год, вы найдете там только 80, еще через год – 60 и т.д. Через десять лет ассортимент товаров и услуг настолько изменится, что сравнение в принципе будет некорректным. Это ставит перед статистическими ведомствами неразрешимую задачу, даже если у них нет прямого мотива мухлевать с данными.

5. Не учитывается наполнение полки
 Когда вы подходите к полке магазина, например, с хлебом, вы видите 30 видов хлеба, и все по разной цене. Какой хлеб брать за расчет? Кстати, почти во всех сетевых магазинах есть очень дешевые «социальные товары», которые где-то притулились на нижней полке, так что их даже не видно, их никто не покупает, так как они несъедобные. Но они есть, и их можно посчитать, ведь так? Этот пункт похож на п.2 и п.3.

6. Не учитываются цены на недвижимость
Росстат не включает цены на недвижимость в ИПЦ. Что методологически, возможно, и оправданно (т.к. цены на недвижимость формируются совсем по другим законам, чем на потребительские товары), но с другой стороны, траты на недвижимость занимают весомую долю в общих потребительских расходах (более 10%), и за ростом цен на недвижимость можно спрятать повышение цен, когда это необходимо. Так произошло в 2020-2021, когда значительная часть напечатанных денег ушла как раз на рынок недвижимости через ипотечное кредитование.

7. Навязанное изменение структуры потребления
Цены могут и не расти, но качество жизни ухудшаться. Как?  - легко. Пример: вы пили кипячёную воду из под крана, т.к. она была относительно чистая. Потом, вы переехали в мегаполис, и качество воды настолько испортилось, что вы вынуждены покупать бутилированную воду. Цены на бутилированную воду не повысились, но раньше вы ее не покупали, а теперь вынуждены; соответственно, при тех же доходах, у вас остается меньше денег на другие продукты.
Более свежий пример: ПЦР тесты. Раньше их делали редко, теперь из-за ковидных ограничений, приходится делать часто и за свой счет. Если стоимость тестов не повысилась, то формально инфляции нет, но для вас – очень даже есть, т.к. у вас попросту остается меньше денег на все остальное.
Ковидная эпоха вообще изобилует статистическими казусами. Например, во время изоляции снизились цены на гостиничные услуги и авиаперелеты. Отлично! – вот только никого почему-то не смутило, что люди вынуждены были сидеть дома и никуда не ездили, т.е не могли никак воспользоваться более низкими ценами.

Как видим, методологических проблем при подсчете инфляции вылезает куча (а я, возможно, еще не все перечислил). И даже если статистики добросовестно делают свое дело, результат может быть искажен. Что уж говорить про мухлеж! – тут точно есть где развернуться.

/////

Последний Кризис – группа ВК
Недвиномика – группа ВК
Subscribe

promo monstrt_amadey march 2, 2019 12:23 13
Buy for 10 tokens
Помню, бродил по просторам интернета в поисках нужной информации по рынку недвижимости. Почему цены растут или снижаются? Чем недвижимость отличается от других товаров? Откуда в этой области так много домыслов и мифов? Почему люди часто поступают под воздействием эмоций, а не здравого смысла?…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments