Дмитрий Маслов (monstrt_amadey) wrote,
Дмитрий Маслов
monstrt_amadey

Categories:

Стагфляция. Скоро про нее будут говорить все

Экономисты уверены, что снижение спроса непременно означает дефляцию; лекарство тоже всем известно: печатай деньги, и объем производства с ценами вернутся обратно. Собственно, на этом правиле зиждется «экономическая политика» последних десятилетий в большинстве стран мира. Однако в этой простой схеме существует серьезный изъян: данная теория совершенно не учитывает шоки предложения. Иногда бывает так, что снижение выпуска парадоксальным (на первый взгляд) образом сопровождается не снижением, а ростом цен, что многих ставит в тупик. (Но только не россиян, которые помнят, что в кризисные периоды цены обычно растут). Данное сочетание – растущих цен и снижение выпуска в экономической теории называется стагфляцией. О ней и поговорим сегодня, тем более, что скоро про стагфляцию будут говорить все.
Стагфляция — ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики сочетаются с ростом цен — инфляцией.
За примерами стагфляции в нашей стране далеко ходить не надо. 90-е годы в России – коллапс экономики сопровождался гиперинфляцией. Не намного лучше было в 1998 году. Затем, то же самое повторилось в 2009, 2015. Словом, стагфляция – обычное явление для такой экономики, как российская. Стагфляция, можно сказать – то же самое, что «инфляция издержек» в противовес более привычной инфляции спроса. Обычно цены растут, если предложение не поспевает за растущим спросом (= инфляция спроса), в случае стагфляции растущие издержки фирм вынуждает их поднимать цены (= инфляция издержек), вне зависимости от того, что происходит со спросом. Проиллюстрируем отличия на примерах.
Пример 1. Предположим, вы – владелец единственного кафе на 10 столиков в городке. Загрузка близка к максимальной, все столики в час-пик заняты. Доходы населения вашего городка растут. Спрос на кафе тоже растет, и у вас не хватает столиков, чтобы рассадить всех желающих. Вы поднимаете цену блюд на 10%, чтобы отрегулировать спрос и предложение. Это инфляция спроса.
Пример 2. Вы – владелец единственного кафе на 10 столиков в городке. Загрузка у вас близка к максимальной, все столики в час-пик заняты. Из-за сложной эпидемиологической  обстановки в городе правительство выпускает постановление, что столики в зале должны стоять на удалении друг от друга. Это вынуждает вас уменьшить количество столиков до 5. Чтобы компенсировать рост относительных издержек, вы поднимаете цены на все блюда на 15%. Это инфляция предложения.
И в том и другом случае цены растут, однако если в первом случае инфляция сопровождается ростом выпуска (или по крайней мере, выпуск постоянный), то во втором случае - выпуск падает!
В ситуации инфляции издержек пытаться компенсировать падение выпуска накачкой спроса – не только бесполезно, но и опасно, т.к. возникнет комбинация инфляции спроса и издержек и рост цен может выйти из под контроля.
Пример 3. После того, как оборот вашего кафе упал (из-за требования сокращения столиков) правительство раздает чеки на бесплатное питание в городе. Чтобы урегулировать спрос и предложение вы поднимаете цены еще на 30%

Напоминает «льготную ипотеку» не так ли?  Если цены растут из-за нехватки предложения, то разумеется, стимуляция спроса ничего не дает. Лечить стагфляцию печатанием денег – примерно то же самое, что заливать пожар бензином.
Вот еще один пример, более насущный, из сегодняшних новостей:
Авиакомпании резко повысили цены на билеты вслед за ростом стоимости керосина и девальвацией рубля, сделавшей дороже оплату лизинга самолетов. Ограниченный объем доступных направлений создают высокий спрос на открытые для посещения страны», в то время как вновь вводимые в Европе локдауны откладывают восстановление полноценного авиасообщения «по крайней мере до начала осени.
https://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/v-rossii-nachalsya-vzryvnoy-rost-cen-na-aviabilety-1030228343
Обратите внимание, здесь уже возникла комбинация инфляции спроса и издержек. Цены выросли не только из-за роста затрат, но еще из-за того, что сократилось количество доступных к полетам направлений, при росте спроса (на эти направления). Денег у людей меньше не стало, но стало гораздо меньше мест, куда можно полететь. Авиакомпаниям ничего не оставалось, как поднять цены на билеты.
Еще пример инфляции издержек:
Продажи новых легковых и легких машин в марте упали, рынок сократился сразу примерно на 6% после краткосрочного выхода в плюс в феврале. Главной причиной снижения продаж большинство дилеров считают ухудшающуюся доступность машин, в том числе из-за нехватки чипов. При этом в ближайшие месяцы, по мнению участников рынка, пострадает и спрос: покупатели в массовом сегменте начинают отказываться от покупок из-за роста цен.
https://www.kommersant.ru/doc/4760348?from=main_5
Цены растут не из-за великого спроса, а из-за ухудшающейся доступности машин.
Об опасности денежной стимуляции в текущий кризис, я писал еще в прошлом году, когда история с локдаунами только начиналась. Было очевидно, что комбинация сокращающегося предложения (из-за ковидных ограничений) и увеличенного спроса (благодаря госрасходам) ни к чему хорошему не приведет.
Другое дело, что эффект роста цен размазан по времени и бьет неравномерно по отраслям. Где-то цены взлетели почти сразу (как в недвижимости – благодаря целенаправленному снижению ипотечных ставок), где-то еще только грозят вырасти (например, на одежду и обувь там, где у производителей и торговых предприятий оставались запасы нераспроданной продукции). В любой системе есть запас прочности: все-таки в большинстве стран условно «лишние» (т.е. не обеспеченные товарной массой) деньги были пущены не на потребление, а в сбережения. Это предопределило относительно низкую инфляцию на первом этапе. Люди во-первых, не представляли, куда можно было потратить деньги во время локдауна, предпочитая оставлять их на счетах; во-вторых, они не боялись, что эти средства сгорят (т.к. привыкли, что цены долгое время оставались стабильными).
Но как только ограничения начали сниматься, выяснилось, что возможности предложения подорваны, в то время как спрос вырос. Почва для раскрутки стагфляционной спирали оказалась удобрена.
Как действует механизм стагфляции, покажем на рисунке.

Поначалу мы находимся в точке «0», которому соответствует объем производства Q0. Из-за введенного локдауна кривая спроса смещается из положения D0 в положение D1. Выпуск падает до Q1, а цена до P1 - мы в точке «1». Пока что все движется в рамках обычного сценария кризиса, к которому привыкли центробанки. Однако дальше что-то идет не по плану: возникает шок предложения, который смещает кривую предложения с S1 до S2, мы переходим в точку «2». Что за шок предложения? Ну, например, запрет осуществлять полеты в некоторые страны или требование сократить количество столиков в ресторанах. Из-за шока предложения цены выросли еще до того, как правительство объявило запуск денежной стимуляции. Как только стимуляция запущена (спрос возвращается обратно с D1 до D2), выясняется, что выпуск так и не восстановился, зато цены выросли до уровня P3 (мы перешли в точку «3»). Растущие цены привели к повсеместному росту издержек (растет цена сырья, транспортировки, зарплат), это смещает предложение из положения S2 в положение  S3, и мы попадаем в точку 4. Очередная стагнация вынуждает правительство запускать новую стимуляцию, выпуск частично восстанавливаются, но цены опять растут. И т.д. В одиозных случаях подобная политика приведет с гиперинфляции: чем больше правительство пытается накачать спрос, тем сильнее падает производство и растут цены.
В развивающихся странах, где мало незагруженных производственных мощностей, а население не доверяет правительству, стагфляционный сценарий работает уже сейчас, прямо на наших глазах. В развитых странах запас прочности выше: там есть возможности какое-то время баловаться стимуляциями без роста цен. В этих странах значительная часть кэша по прежнему уходит на финансовые рынки, но скорее всего стагфляция докатится и до них. Тем более, что центробанки так ничего и не поняли и продолжают заниматься любимым делом.
/////////
Недвиномика – группа ВК
Последний Кризис – группа ВК
Subscribe

promo monstrt_amadey march 2, 2019 12:23 13
Buy for 10 tokens
Помню, бродил по просторам интернета в поисках нужной информации по рынку недвижимости. Почему цены растут или снижаются? Чем недвижимость отличается от других товаров? Откуда в этой области так много домыслов и мифов? Почему люди часто поступают под воздействием эмоций, а не здравого смысла?…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments